Авторитет родителей

 

Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей сущест­вует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наи­более веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вы­нужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему ка­залось ранее.

В толковом словаре русского языка понятие «авторитетный» оп­ределяется как заслуживающий полного доверия, пользующийся общим признанием, влиянием. Некоторые родители думают, что должны иметь у детей авторитет только потому, что они родители. На вопрос: «Почему дети любят своих отца и мать?» — ответ может быть один: «Потому что это отец и мать». Но на вопрос: «Почему родители имеют у своих детей авторитет?- — так же однозначно ответить нельзя. Любовь к родителям и уважение к ним. признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

Многие родители считают основным показателем их авторитета послушание детей. Но почему дети слушают­ся? Если потому; что уважают родителей, дорожат их мнением, признают справедливость требований отца и ма­тери, то можно утверждать: они пользуются у детей авто­ритетом. Но если ребенок слушается потому, что боится наказаний, старается избежать других неприятностей, в лучшем случае не желает огорчать родителей, то вряд ли можно говорить о подлинном родительском авторитете.

Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой — для «повседневно­го пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания не обсу­ждаются и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказы­вают только справедливо. И если оказывается, что родители ошиба­лись, они не считают нужным признать это, тем более извиниться пе­ред детьми, — ведь можно потерять свой авторитет! В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых до­казывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его сторо­ны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отно­шениях с окружающими людьми и собственными детьми — вот основа родительского авторитета.

Завершим разговор об авторитете словами Л.Н. Толстого: «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостат­ками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми».

Все, что было сказано выше о необходимости понимать, уважать ребенка, его чувства, интересы, стремления, является непременным ус­ловием воспитания нравственной личности. Однако значимость этой педагогической проблемы требует более подробного рассмотрения условий, средств и методов нравственного воспитания детей в семье. К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъяс­няя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду.

«Все о младшем школьнике»

 под ред. Н.Ф.Виноградовой,

 

М., Вентана-Граф, 2005

BannerFans.com
Здравствуй, начальная школа!
Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста
Metodichka.org
Погода от Метеоновы по г. Салехард